* * *
Владимир Асмолов один из немногих шансонье
имеет литературно-педагогическое образование. Поэтому главное для него
в песне - слова. лА то, что Бог дал возможность их еще и петь, спасибо
Ему за это!╗
— Владимир, как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию
на шансонном рынке?
— Меня мало волнует, что происходит на этом рынке,
потому что я занимаюсь не рынком, а пишу песни. И я не очень люблю это
слово -шансон в его сегодняшнем значении. В том, что звучит
сегодня в этом жанре, много всякой всячины, где порой нет ни текста, ни
музыки. Как любила говаривать моя матушка Александра Ильинична Асмолова:
лНи ума, ни сердца╗.
—
— А в каком жанре работает Владимир Асмолов?
— Этот жанр называется городской романс. Я сам
пишу свои песни. Большинство из них по содержанию, по текстам, по мелодиям
— романсы. Они просто немножко в современном стиле написаны, аранжированы.
Есть лирические романсы, есть шуточные… Я нахожусь между поэзией и народной
песней. Это и есть городской романс. Мои лучшие песни как раз и похожи
на народные, но в то же время они сохраняют мою индивидуальность…
Правда, многие при слове лроманс╗ представляют
цыганщину, рояль и будуар. Но одно дело — петь классический романс по нотам,
что делают профессиональные музыканты, и другое дело — романс городской.
Я пою не ноты, а настроение. У меня нет музыкального образования, но это
мне не мешает писать песни. Я прежде всего пою тексты, а музыка приходит
откуда-то и ложится на слова как бы уже сама. С жанром вообще всегда не
просто. По большому счету, если ты автор, то ты и есть — жанр. Мой жанр
— Владимир Асмолов. Что бы я ни написал, хоть меня на рок завтра поведет,
все равно это будет мой жанр, это буду я. Наверное, так и надо.
— Френсис Бэкон сказал: лЧеловек — это стиль╗.
Владимир Асмолов сказал: лЧеловек — это жанр╗. Кто для вас основные предтечи
современного городского романса?
— Владимира Высоцкого называли ведущим русским
шансонье. Шарля Азнавура — ведущим французским шансонье. Для меня этих
имен достаточно. Я их слушал, я на них ориентировался.
— У вас есть свой секрет, как сделать концерт
успешным?
— Успешным концерт делает зритель. Я не
умею и не хочу работать для публики. Мне неприятно смотреть на артистов
в ток-шоу и прочих теле-зрелищах. Артист достоин не публики, а своего зрителя
и слушателя. Я не телевизионный, не публичный человек, слава Богу.
Поэтому на моих концертах практически не бывает случайных посетителей.
Поэтому выступления проходят всегда хорошо. Мне даже не нужно никаких рецептов.
— А какие песни чаще спрашивают?
— Раньше все время спрашивали песни из ранних
альбомов — лОловянная душа╗, лНостальгия╗, на которых лраскрутилось╗
мое имя. Да и сейчас, конечно, спрашивают. Но иногда, работая большой
концерт (например, в питерском ДК Горького) я ухитряюсь за два с половиной
часа не спеть ни лКошечку╗, ни лРэкетменов╗. Вообще, когда сидит твой зал,
можешь делать, что хочешь. Можешь вообще не петь. Это очень специфическая
вещь. Так что хороший концерт — это хороший зритель. Но сейчас концертная
деятельность вообще как-то поугасла. Вместе с энтузиазмом простых россиян.
Раньше, на волне перестройки — такое было! Я помню, 10 сольных концертов
в Краснодарском цирке. 11 аншлагов подряд в Сочи в двухтысячном Фестивальном
зале. Откуда столько народу? Оказалось, что большинство из них ходили каждый
вечер. Билеты были не дорогими. Почему не пойти вечером, еще раз
посмотреть? И многие так ходили. А сейчас наши концерты все время лсжимаются╗.
Сейчас наши залы — до 500 мест максимум, а то и просто рестораны.
— Рестораны?
— Я лродился╗ в ресторане и эта обстановка меня
ничуть не смущает. Прежде чем стать Асмоловым, я десять лет играл и пел
в небольшом по составу ансамбле на свадебах и банкетах. Пел весь советский
и зарубежный репертуар и расхожий блатняк. Но этот опыт дал мне хороший
заряд. Это хорошая школа: петь свадьбу шесть часов! Благодаря такой
подготовке я однажды в Уссурийске отработал в один день три сольных концерта
по два часа! Сейчас во многих городах России появились рестораны клубного
типа лШансон╗. В Москве их тоже довольно много. Я иногда работаю
в таких ресторанах. В Москве это чаще всего небольшие ресторанчики лШансон-245╗
и лБутырка╗, куда приходят специально послушать кого-то из известных авторов.
Трудно сравнить это с хорошей концертной площадкой. Мне особенно нравится
работать в камерных театральных залах. Но в обстановке ресторана можно
спокойно пообщаться в теплой, приятной, нормальной обстановке.
— У вас много дисков выпущено?
— У меня на сегодня вышло уже 14 номерных альбомов,
несколько альбомов ресторанной музыки, сборники новых аранжировок, не считая
множества, как говорится, пиратских версий и компиляций. А в настоящий
момент я заканчиваю работу над большим двойным альбомом из 24 песен лКлюква
в сахаре╗. Однако сегодня трудно найти издательскую фирму, которая лвесело╗
оплатила бы все расходы по записи этого альбома. Именно по этой причине
альбом № 13 лЧерный ворон╗ около 4-х лет пролежал лна полке╗ у его продюсера.
О ПОПУЛЯРНОСТИ И ПРИЗНАНИИ
У меня есть песня лОсень жизни╗. В ней поется
о том, что наша жизнь — это короткое свидание с Землей. И мне говорят,
что есть уже по России могилы, на которых написано: лСпасибо жизнь за праздник
твой —короткое свидание с Землей╗.
Новый альбом лКлюква в сахаре╗, как обычно, имеет
порядковый номер.
Это номер – 15. (День Рождения – не очень-то
радостный праздник,
но 15 – любимое число.)
Поэтому, хотелось бы, чтобы эта работа не прошла
незамеченной, как многие другие.
Но, к сожалению, это зависит не от меня, а от
Компании, которая возьмет на себя издание Альбома.
Работалось очень легко. Казалось, что песни давно
созданы в подсознании.
Их нужно было только лвспомнить╗ и напеть.
И сегодня, когда работа только закончена, она
кажется одной лучших. лМладшее дитя╗ - всегда любимое.